Главная страница Интересный софт Аудиозаписи и видеозаписи красивые обои для рабочего стола Добро пожаловать  Связь с нами Связь с нами


Российская семья на пороге третьего тысячелетия



Протоиерей Дмитрий Смирнов


Уже давно, более десятка лет, многие из нас живут чувством, которое не дает нам по-коя. Мы ощущаем приближение какой-то катастрофы. Поэтому всякий повод, дающий основа-ние поволноваться, сразу вызывет всплеск общественного бурления (например, обсуждение ИНН). Мы хватаемся за этот повод для того, чтобы излить ощущение катастрофичности нашего бытия, но потом оно спадает и мы успокаиваемся. Но затем вновь чувствуем нарастающее на-пряжение, как, наверное, чувствует человек, болеющий эпилепсией, наступление припадка.
Нам всем хотелось бы куда-то уйти. Некоторые вспоминают пророчества и стараются купить себе домик вблизи Оптиной Пустыни, некоторые собираются уехать еще дальше, другие без особенной нужды уезжают за границу и там пытаются натурализоваться, но спасения от того, что внутри, человек все равно не находит, мучается, страдает, мучает других. Напряжение растет. И по нашей российской привычке мы взираем на власть предержащих и ждем от них каких-то действий и забываем, что ни Бог, ни царь и ни герой не даст нам освобождения. В об-ществе говорят, что все надо брать в свои руки и что-то делать, но никто не говорит конкретно, что именно; выясняется, что речь идет о каких-то сиюминутных и узко-корпоративных интере-сах, и опять - каждый за себя, и ничего не получается. Единственная мысль, которая пробива-ется все настойчивей - и не только как ощущение, но уже как вера, - это то, что спасти нас в этих обстоятельствах может только Бог. Судя по состоянию всех структур нашего общества, именно те люди, которые достаточно глубоко погружены в обстоятельства общественной жиз-ни, ощущают, что сделать-то ничего нельзя, и можно надеяться только на чудо. Ну а чудеса, как известно, творит только Бог.
И поэтому естественно и правильно, что люди обращают свой взор к Церкви. Но когда они к ней обращаются, то видят, что Церковь состоит из обычных людей и должности у этих людей не очень большие, за исключением Патриарха, и работают они в разных ведомствах, где ничего не меняется и не происходит. Население не только падает по численности, но и вырож-дается, больных становится больше, чем здоровых, и без всяких калькуляторов, просто на сче-тах можно посчитать, что с нами будет через десять, двадцать, тридцать лет, если эти тенден-ции сохранятся. В Германии то же самое, во Франции - еще хуже, в Италии - чуть получше, а в Голландии - совсем плохо, теперь там врач обязан убивать своих пациентов, и попробуй, не убей: по закону должен.
Если постараться охватить всю нашу жизнь общим взглядом, то дух напряженного, ката-строфического уныния, который ощущается в нашем народе, вполне закономерная вещь. Говоря словами русской пословицы, мы слишком долго запрягаем. Какие-то предметы из сбруи на ло-шадь уже одеты, но быстрой езды дело никак не доходит. В мире разлита общая апатия, потому что не только мы и не только Европа поражены этим сном, а весь мир. Шум, который время от времени доносится до наших ушей, это шум, в общем, искусственный, Шумят люди-профессионалы, они за это деньги получают. И поэтому создается обманчивое впечатление, что это шум на всю вселенную. Есть очень много людей, которым до этого шума никакого дела нет, они живут своей обычной жизнью. Именно в этой обычной человеческой жизни произош-ли очень серьезные изменения.
Теперь я перейду к самому главному, о чем мне хотелось бы сказать, и не потому, что меня понуждает к тому сильное желание, а в силу пастырского долга.
Мы хорошо знаем, что человек создан по образу и подобию Божию. Это прописная, всем известная истина. Но мало кто понимает, что подобие человека утрачено через грех, а образ еще сохраняется, несмотря на греховное падение. И один из признаков этой образности, соо=бразности человека Богу - семья. Семья имеет глубокие онтологические корни. Человек един по существу: мужчина, женщина, дитя - это все человек, личность, образ Божий. Ощу-щение катастрофы и заключается в том, что на земле планомерно и достаточно быстро унич-тожается семья. Человек, при всем его бытовом безбожии, еще помнит, что он есть образ Бо-жий. И разрушение семьи человеческим существом интуитивно воспринимается как катастро-фа.
Причин тому, что семья разрушается, много, можно их перечислить, но самая главная - в том, что у людей произошел сдвиг в сознании. Семья как таковая перестала быть для челове-ка весьма ценной. На самом деле, это важнейшая ценность, потому что именно в семейном бы-тии сохраняется наша соо=бразность Пресвятой Троице. Человек, существующий в трех ипоста-сях, как мужчина, женщина и дитя, и будучи единым, по существу, часто только этим и может явить свою человечность. Как индивидуум человек пал гораздо ниже животного мира, и в своей нравственности, а точнее сказать, безнравственности, он пал ниже животных и даже насеко-мых. И жизнь очень многих людей являет собой вполне определенный демонизм, это уже суще-ствование падших духов, заключенных в человеческую плоть, которая тоже является обречен-ной на смерть в силу известных нам причин. Начало этих причин положено нашим праотцем Адамом и праматерью Евой, а к ХХI веку их накопилось слишком много.
Поэтому, если у нашего народа остался еще хотя бы инстинкт самосохранения, то надо собрать все силы и начать действовать. Все люди, наделенные хоть какими-то дарами: здравым смыслом, например, обширным образованием, добротой - должны решиться на действия. Иначе нам останется просто подсчитать скорость, с которой мы самоуничтожимся. И речь идет не только о России, не только о христианском мире в целом, а вообще о бытии этого мира. Да-же грядущая термоядерная катастрофа выглядит не такой уж страшной, как потеря этой соо=бразности, того дара Божьего, который дан человеку. Человек был создан храм Божий, как соработник самого Творца Вселенной. Он поставлен Богом на необычайную высоту, о которой псалмопевец сказал: "Мало ты, человек, чем умален от ангелов". Вот как велик человек, вот как высок его ум, и он обладает бессмертной душой. Именно исходя из этой сообразности, Господь и смог воплотиться. И хотя людей занимает больше то, что произойдет в этом году с компьютерами, гораздо важнее, что две тысячи лет назад родился Христос и только Его рожде-ние придало 2000-му году какое-то значение. Слава Богу, что, благодаря этой дате, практически не осталось ни одного человека - кем бы он ни был, сектантом, безбожником или агностиком, - который бы не знал, что две тысячи лет назад родился человек по имени Иисус, прозванный Христос, что значит "Мессия". Остальное он сможет прочитать в Евангелии или в какой-нибудь другой книге, адаптированной для его сознания. По крайней мере, теперь все в мире об этом знают, кроме, может быть, младенцев.
И о них, о грудных младенцах, нам и нужно вести речь. Представьте себе такую фанта-стическую ситуацию, когда каждый зачатый ребенок в России будет рожден. Население нашей страны будет увеличиваться на 8-10 миллионов ежегодно. Представьте себе, что мы этих детей изолируем от зла. Можно будет договориться со средствами массовой информации, что родив-шиеся дети будут изолированы от сцен насилия, жестокости и разврата. И представьте себе, что каждая мать и каждый отец займутся, наконец, воспитанием детей, за исключением тех людей, которые к этому неспособны по разным причинам. Тогда другие должны взять функцию воспи-тания на себя. Ведь для Церкви во все времена было естественно помогать немощным.
И мы начнем этих детей воспитывать, начнем ими заниматься. Мы решим, что это - самое главное дело нашей жизни. Именно это, а не какое-нибудь другое. И если мы опять вер-немся к тому, чтобы семья стала высшей ценностью, тогда у нас есть шанс на будущее. Сейчас семья стала восприниматься как какой-то мучительный крест. Мы вынуждены мучиться в ро-дах, вставать по ночам, много зарабатывать, хлопотать о хорошем образовании для детей и про-чее.
Сейчас появилась хитрая уловка. Принято говорить: "У нас тяжелое экономическое по-ложение". Это - страшная клевета. Если бы у нас было тяжелое экономическое положение, к нам не стремились бы из всех люди окружающих стран на работу, они бы отсюда бежали, а к нам едут миллионами. Мы сделали в своем приходе эксперимент. Договорились с одним ро-дильным домом и открыли там клуб. Главврач разрешил беседовать с женщинами, которые пришли туда убивать своих детей. Нам удалось отговорить от убийства каждую десятую. Мы предлагали этим женщинам все: если у тебя нет квартиры, мы тебе дадим денег, если у тебя нет приданого для ребеночка, мы тебе все купим; если тебе не на что жить, мы будем тебя кормить. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок поступил в хорошую школу, мы его устроим. Мы тебе да-дим все: ты будешь жить в Москве, питаться за наш счет и оденешься так, как сама захочешь. И ни одна женщина не приняла экономической помощи! Они говорили: "Мне это не нужно".
Таким образом, ссылка на материальные трудности есть некий демагогический прием, отговорка. За этой отговоркой стоит нежелание человека жить по-человечески. У несостояв-шихся родителей уже возникла привычка вольготно существовать за счет убийства, а в итоге и самоубийства, потому что такие люди убивают сами себя. Не надо забывать, что мы не ангель-ский чин, а человеческий род, что мы все едины, мы все одна семья. Когда пал Адам, в нем па-ли мы все вместе, а когда пал Денница, то не все Ангелы пали, а большая часть их осталась на небесах. Если где-то кого-то убивают, мне все равно от этого плохо. Когда же убивают детей, то от этого плохо вдвойне, потому что я еще это оплачиваю, как налогоплательщик, ведь все подобные вещи делаются небесплатно.
На нас на всех лежит общая задача: покаяние. А покаяние есть изменение образа мыс-лей. Наши мысли, наше сознание должны измениться. В этом году в России опять родится миллион триста тысяч младенцев. Из них одни родятся инвалидами детства, другие родятся с тяжелым наследственным алкоголизмом, третьи - с хроническими заболеваниями, четвертые - умственно отсталыми. Пятые нас покинут, потому что уйдут в секту, шестые будут попол-нять преступный мир. Сколько из этих миллиона трехсот тысяч младенцев будут летать в кос-мос, учить детей, изобретать новые фармакологические препараты, изучать химию, играть в футбол, защищать границу? Кто все это будет делать? Это делать будет некому. Могут сказать: "Лишь бы Церковь сохранилась!" Но и Церкви не будет. Здесь будет другое население. Мы бу-дем как греки при османском нашествии. Конечно, вряд ли как этнос мы исчезнем совсем, но на каждом из нас лежит ответственность перед Богом за сохранение Церкви. Любой безбож-ник, что бы он ни делал полезного для нашей страны, трудится для Церкви, потому что либо он занимается наукой, которая в основном связана с оружием, либо воюет где-то, или просто сто-ит на посту, но он охраняет Церковь, он дает возможность людям придти к чаше Христовой. А если всего этого не будет? Если здесь будет совсем другое население? Баски некогда жили на Северном Кавказе, албанцы тоже, а болгары жили на Волге. А где будем жить мы и что здесь будет? Если кому-то очень любопытно, то можно съездить в Малую Азию, посмотреть, что ос-талось от великой Византии. А это была высочайшая в мире культура, и не только в области искусства, а в любой - математической, инженерной, политической и так далее. Это все ис-чезло, остались только руины, которые мокнут под дождем. И у нас здесь будет пустыня, если не изменится отношение к семье у каждого человека, если семья вновь не станет святыней, ес-ли она вновь не станет домашней Церковью. Господь поставил семью на высочайшее место, он назвал ее через своих учеников, через Священное Писание Церковью. Семья - это Церковь, где отец семейства - это священник, иерей Божий, который воспитывает свое стадо для Бога и в Боге; жена - это помощник, она исполняет дьяконское служение; старики, дети - это народ Божий. Вот какое место должна занять семья! Тогда у нас появится шанс на какое-то возрож-дение. В противном случае никаких шансов у нас нет. Если мы хотим сохранить свою страну, христианскую культуру и Церковь Христову, по крайней мере для людей, исполняющих запо-ведь Божию: "Плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю", то должны изменить нынешнее сознание. Надо, чтобы наша земля не пустела, а наполнялась. Мы думаем, что самая большая плотность населения в Китае? Нет, господа. Самая большая плотность населения в Великобри-тании. Даже в Китае землищи полно для людей, а уж про Россию-то и говорить нечего, мы жи-вем в пустоте. У нас нет людей, у нас нет тружеников. Нам не хватает ни милиционеров, ни во-енных, ни учителей, ни врачей, даже детей не хватает. Все пусто, опустели наши дворы, как во время войны. И все из-за того, что изменилось сознание.
Изменение сознания, покаяние, которого ждет от нас Господь, только оно может спа-сти. Поэтому все наши усилия должны быть направлены на возрождение Церкви. Слава Богу, есть Храм Христа Спасителя, возрождаются другие храмы, и это замечательно, но все храмы, как мы знаем, можно взорвать в течение десятка лет. Нужно возрождать Церковь. А возрождать ее нужно с самого маленького элемента - с домашней Церкви, потому что большая Церковь, поместная, состоит из семей. И не надо пальцем показывать на монашество - монахов всего несколько тысяч человек, по присловью, это погоды не делает. Монахи живут ангельской жиз-нью, они как раз дают нам образ подлинного христианства, и не будет монашества, вообще не-понятно будут ли семьи.
Повторю: начинать нужно не с экономики. У нас в стране парадоксальная ситуация. Взять, например, Калининград: доход там на душу населения такой, что выжить нельзя, а если судить по количеству купленных в магазинах Калининградской области золотых вещей, то ока-зывается, что там совсем другие доходы. Сейчас у народа совсем другая иерархия ценностей. Когда-то русский человек мечтал о земле, а не о деньгах: дайте земли, а все остальное я сделаю сам. А сейчас? Земли полно, но ее никто не берет. Русский человек уже не хочет земли, он не хочет и семьи, он не хочет работать, а хочет просто денег, чтобы купить на них водки. Про-изошло катастрофическое изменение, мы продали образ Божий за деньги, мы стали идолопо-клонниками. Вот в чем нужно покаяться. У нас произошла замена образа Божия на чечевичную похлебку, потому что деньги - это бумага. Пройдет, быть может, полтора десятка лет, и денег вообще не будет, это будут виртуальные нолики, которые кто-то где-то запишет. Бесы хотя бы существуют, а денег не будет, они станут некой условной реальностью. А мы на эту условность меняем образ Божий. Многие люди еще не испорчены, они просто не задумываются. Надо до-вести до сознания каждого, что= такое чечевичная похлебка, что= такое виртуальная реаль-ность и что= такое образ человека и что= такое образ Божий. Объяснить людям, как легко про-менять истинное на ложное, а жизнь очень коротка. Для многих вернуться назад уже нельзя. Поэтому речь идет только о детях. Сейчас история к нам милостива, она дает удивительный шанс. Я пор не знаю, почему до сих пор не пришли к нам, держа руки в карманах, пятьсот мил-лионов китайцев - просто пришли, без всякого вооружения. Почему они этого не делают, я не понимаю. Их никто бы никогда не остановил. И тогда здесь будет другая культура, может быть, даже и хуже этой. Я не большой знаток Ли Бо и Конфуция. Но если мы не хотим исчезнуть, мы должны прежде всего подумать о детях. Главная задача каждого из нас - педагога, священни-ка, воина - это возрождение семьи. К этому надо относиться как к заданию свыше, как к ис-полнению первой заповеди Божией, которую Бог дал человеку еще до его грехопадения: пло-диться и размножаться, и наполнять данную нам землю.
 

©2006

Hosted by uCoz