Немного можно видеть благочестивых семейств в нынешнее время. Многие как будто совсем лишены благословения Божия. То раздоры и постоянные несогласия
между мужем и женой, то непочтение в детях, то дурное развратное поведение
одного из них, то плачут родители от детей, то дети не видят в родителях того,
что желали бы и что должны бы видеть в них. А там неверие проникло в семью и
заразило даже лучших членов ее. На глазах у всех есть такие семьи: семьи
несчастные, даже такие, где кто-то покончил жизнь самоубийством - кто от
беспорядочной жизни, кто от не исполнившихся желаний. И, что удивительно, все
это происходит при обилии материальных благ. Только бы жить и радоваться, да
Бога благодарить, а они ни того, ни другого не делают, а погибель вечную
добровольно избрали себе уделом, как будто для нее и родились.
Отчего такие прискорбные явления? Много может быть причин на это, но главная
доля вины падает на родителей. Они не влили духа веры в детей своих. Может быть,
не хотели и не старались это сделать, а может быть, не могли, потому что сами не
имели этого духа, сами страдали отсутствием благочестия и твердых нравственных
убеждений. Родители должны всегда горячее и усерднее молиться о детях, но какая
может быть молитва у маловерующих? Только искренняя вера рождает истинную
молитву. Верующие и благочестивые родители, конечно, молятся - только о чем? О
том, чтобы были они здоровы, довольны, счастливы в жизни, имели успех в делах.
Следует молиться и об этом, но главное разве это? Есть блага нужнее удачного
ведения житейских дел, поважнее богатства - это добрая настроенность души,
горячая ревность о ее спасении. Это горение духа, стремление его к благочестию.
Вот истинно счастливый человек в этой жизни. Но об этом-то часто меньше всего
молятся и самые добрые родители. Сын плохо успевает в науках, дочь не обладает
красотою, нет надежды на выгодное ее устройство - это их сокрушает, об этом
болит у них сердце, а что те же сын и дочь не стяжали христианских качеств души,
что они, может быть, усвоили много неправильных понятий и взглядов, к этому они
равнодушны. Как после них дети будут жить без достаточных средств к жизни, они
много думают, а близки ли они по своей нравственности к спасению вечному, об
этом беспокоятся меньше всего.
Главное несчастье большинства нынешних семейств заключается в том, что жизнь
их выстраивается не по духу православной веры и Церкви. Все, касающееся веры и
Церкви, меньше и меньше занимает семью. Раньше в семье с восторгом беседовали о
наступлении того или другого праздника. ныне утешаются другим - предстоящим
увеселительным вечером. Бывало, церковное богослужение нередко совершалось в
доме, в присутствии всех членов семьи приглашенными священнослужителями и под
великие праздники, и по особенным случаям; ныне под праздники бывает другое:
родные и знакомые или для увеселения, или для бесед собираются - только не
церковного и не духовного характера. Бывало, посты строго соблюдали даже малые
дети, а ныне во многих семействах о них и помину нет, как взрослые, так, по их
примеру и дети, не могут поститься, как должно, даже первую и последнюю седмицы
Великого поста. О жизни святых ни взрослые, ни дети часто и понятия не имеют.
Так живут семейства, называющие себя православными, христианскими.
Родители, не увлекайтесь духом времени, живите по духу веры и Церкви,
старайтесь стяжать дух благочестия сами и в таком же духе воспитывайте и детей
своих, помните святые заповеди, любите молитву домашнюю и церковную, в скорби не
унывайте, в радости и счастии благодарите Бога.